СОВСУН – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ПРОФАНАЦИИ?

 

У Північній Європі хочуть зробити освіту обов’язковою, а у нас І.Совсун хоче – випадковою? “Ми повинні прийняти рішення щодо розробки загальної моделі обов’язкової освіти для дорослих”,  – вважає данський міністр

СОВСУН: ТО, ЧТО 80% ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ПОПАДАЮТ В ВУЗ — ЭТО ПРОФАНАЦИЯ

stВузы больше не будут требовать от студентов справку о трудоустройстве, чтобы отчитаться перед Минобразования. Об этом в эфире радиостанции 106 FM заявила первый заместитель министра образования Инна Совсун: «На что мы можем смотреть — это на информацию службы занятости», — пояснила она.

Министерство образования и науки перенесло на июль дополнительную сессию внешнего независимого оценивания (ВНО) для абитуриентов с временно оккупированного Крыма. Об этом сообщила министр образования и науки Лилия Гриневич . По ее словам, дополнительная сессия ВНО пройдет с 4 по 12 июля.
Каких еще нововведений следует ожидать школьникам, абитуриентам и студентам в недалеком будущем, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала первый заместитель министра образования Инна Совсун.
ВНО. На сегодня составлено три теста: украинский язык и литература, математика и история Украины. Какие результаты?
— Я думаю, что результаты ожидаемые, и они отражают реальное состояние обучения в школе, реальное состояние подготовки абитуриентов. Сравнивать результаты между годами немного некорректным, так как технически меняется количество задач в тестах, меняется механизм оценки, определения грани прохождения и т. Д. Но в принципе результаты являются ожидаемыми. Есть часть детей, которые не справились с заданиями, это логично, эти дети не смогут поступать в вузы. Так же есть те дети, которые получили хорошие результаты. Мы фиксируем низкое качество по естественным дисциплинам, по математике результаты являются хуже, чем по литературе, чем истории. Что не в последнюю очередь продиктовано и низкой мотивацией учащихся к обучению этим дисциплинам. И, пожалуй тем, что методика преподавания в школе тоже надо менять, чтобы заинтересовать учеников, особенно в сложных предметах, где действительно нужно концентрироваться. В целом результаты ожидаемы, не хуже, не лучше чем в прошлом году и отражают ситуацию в системе школьного образования.
Некоторые СМИ смотрели эти тесты говорят, что они легче были. Для чего это сделано, если это так?
— Тесты не планировались быть легче, такой задачи не было, тесты были немного иначе сформатированы. Я слышала другие отзывы учителей, которые говорят, что в этом году тесты были качественные, очевидны, легче было найти правильные ответы, было меньше проблемных вопросов. Они были примерно такого же уровня как в прошлом году. Программы по сравнению с прошлым годом, менялись.
Спецкор: во сколько обойдется выпускной на морском побережье
Статистика являются: около 23 тысяч школьников, это почти 9% от общего количества участников, провалили т эсты с украинской. Получается, что каждый десятый.
— В прошлом году эта цифра была выше. Тесты здесь только измеряют ситуацию. Очевидно кризис в школьном образовании продолжается даже не первое десятилетие. Поэтому законопроект об образовании, разработанный Минобразования прошлого года, представлен в парламент. Мы очень надеемся, что он все-таки попадет в сессионный зал, что у депутатов дойдет время до того, чтобы не только пафосно говорить об образовании, но и принимать какие-то решения. Потому что ВНО — это механизм оценки. Ты просто смотришь на него и определяешь, какая ситуация. Необходимо также принимать управленческие решения. Здесь другого пути нет, кроме как пересматривать подходы преподавания в школе, мотивировать учителей к лучшей работе, работать с родителями.
Нынешние сертификаты ВНО будут действительны еще три года, до 2019? С чем связано такое решение Минобразования?
— Эти сроки еще не определены окончательно. В 2014 мы прекратили такую порочную практику, когда сравнивались результаты между разными годами, поскольку это были разные шкалы, различные пидходи.Тому что результат от 100 до 200 — это твое место в рейтинге. Это не количество баллов, которое ты набрал, понимаете? 200 баллов набирает не тот ребенок, который на все вопросы ответила, а та, которая набрала максимальное количество баллов, в пределах которой никто не набрал. То есть если по истории есть 50 баллов, ты набрал 47, но 48-50 никто не набрал, то когда переведется в шкалу от 100 до двухсотый тебя будет 200 баллов. То есть это рейтинговая оценка, это не абсолютное число. Поэтому чтобы исключить сравнение между годами, необходимо было ввести единые подходы к формированию теста, чтобы было одинаковое сложность теста, одинаковое количество задач в тестах, одинаковые подходы к определению границы непрохождение и так далее. Мы рассчитываем, что методика, которая будет применена в этом году к определению проходного балла, в структуру теста, она в дальнейшем не будет меняться и в связи с этим со следующего года можно будет использовать тесты 2016 года.
Цена выпускного 2016 — репортаж из регионов
Ч ем в самом разгаре ВНО сообщили о сокращении специальностей? Почему не раньше, чтобы абитуриенты были к этому готовы?
— Новый перечень специальностей был утвержден более года назад. Он так же был затем отражен в условиях приема принятых осенью 2015 года. Он так же запечатлен на сайтах университетов, осуществляющих прием и объявили о приеме на новые специальности. Поэтому это не какая-то новинка, очевидно это абитуриенты просто только сейчас обратили внимание на это. Но мы информировали об этом, дебаты по новому перечня были очень бурными зимой 2014-2015 года. Новый перечень для абитуриентов является лучшим, он предлагает более широкие специальности на уровне бакалавриата, он ближе к европейским стандартам, международным перечней специальностей. Предыдущий перечень включал очень много узкопрофильных специальностей. Ты приходишь на эту узкопрофильную специальность в 17 лет, точно не понимая, что это такое, потом учишься четыре года на бакалавриате, год на магистратуре и вдруг оказывается, что нет места работы по этой узкой специальности. И чтобы перепрофилироваться тебе надо кардинально менять свою подготовку. Поэтому когда мы меняли перечень прошлого года, наша идея заключалась в том, чтобы предложить более широко определены специальности на уровне бакалавриата, а на уровне магистратуры уже студент может специализироваться, выбрать более узкую специальность, или наоборот более широкую междисциплинарную программу подготовки.
А что будет со студентами, которые уже учатся на этих специальностях?
— Они продолжат учиться по этим же специальностям, получат дипломы по этим же специальностям.
Происходит сокращение дисциплин, изучают студенты. Вы лоббировали это решение?
— Да, я очень поддерживала это решение, потому что проблема наших университетов — это очень большая раздробленность курсов, дублируется. В результате этого студенты слушают по 10-15 курсов за семестр и часто в конце семестра студенты хватаются за голову, что они забыли что-то сдать том, что они не могут сфокусировать свое внимание на меньшем количестве предметов. Если посмотреть на университеты Европы, США, то те студенты слушают 4-5 дисциплин за семестр. В таком случае это комплексные дисциплины и есть возможность сфокусироваться на изучении этой дисциплины. Эта наша традиция подробить дисциплины под разными названиями, чтобы ставку преподавателю обеспечить, это не повышает качество образования, а снижает ее. Поэтому больше года назад был издан приказ, согласно которому студент может изучать не более восьми дисциплин, 16 в год. Это меньше, чем было раньше. По меньшей мере четверть дисциплин студент выбирает сам.
В Китае школьники избили учителя, который мешал им списывать
Министр образования Лилия Гриневич сказала, что ИТ-шников будут набирать гораздо больше под госзаказ, но сокращается количество юристов и экономистов.
— Я бы не занималась за то, что не будет хватать экономистов или юристов, потому что во-первых надо понимать, что кроме выпускников бюджетной формы обучения у нас на рынке труда также попадают студенты, которые учились на контракте. И к примеру, по специальности «право» на сегодня у нас почти 80% выпускников контрактной формы обучения. Проблема в том, что на сегодня их много. Если посмотреть динамику рынка труда, посмотреть на статистику трудоустройства, данные службы занятости показывают, что именно человек с хорошей профессиональным образованием значительно быстрее найдет себе место работы, чем выпускник юридического факультета.
Есть вообще статистика, сколько студентов идут работать по специальности?
— Статистика нет. Долгое время существовала такая странная практика, когда министерство запрашивало у университетов, как трудоустроились их выпускники. По факту, для преподавателей университета это значило, что они приходили к своим студентам и говорили: принесите нам справку о том, что вы уже где-то трудоустроены, иначе мы вам диплома не выдадим. Все университеты докладывали, что у них 90-95% трудоустроены. Это бюрократическая нагрузка из университетов мы сняли, и сейчас мы думаем над тем, как наладить другой механизм сбора данных. На что мы можем смотреть — это на информацию службы занятости. У нас на сегодня 80% выпускников школы попадает в университеты. Это очень много. Посмотреть европейскую статистику, это половина выпускников школы. Мы не осуществляем какого качественного отбора абитуриентов, так как 80% лучших — это профанация. С другой стороны, это также значит, что только 20% остается тех, кто может пойти и получить профессиональную квалификацию.
Вопрос от слушателя 106 FM Дениса: «У меня предложение, чтобы дети учились восемь классов, затем получали узконаправленное образование в течение четырех лет».
— Предложение, которая заложена в законопроекте об образовании предусматривает подобную модель той, что озвучил слушатель. После базовой школы ребенок будет идти в старшую школу последние три года, которая будет иметь специализацию. Специализация может быть либо академической или профессиональной. Потому что есть профессии, которые являются академическими по своей сути. Если ребенок хочет учиться на юриста, например, у нее есть задатки, то профессии рабочей юриста нет. Нужно академический профиль в таком случае выбирать. Важное профилирования на уровне общеобразовательной школы, слушатель прав, чтобы ребенок попробовал, что это такое — направление, которое он выбирает. Поэтому часто родители говорят, что экономика — это круто. А если бы ребенок последние три года попробовала этот профиль, посмотрела, что это такое, может, ей это неинтересно станет, может, она хочет быть музыкантом.

У нас есть СМС-сообщение: «Если вы молодым учителям будете платить столько же, сколько и пенсионерам, то появятся новые учителя». Есть смысл в этом? Велика разница в ставках пенсионеров и молодежи, приходит?
— Ставка сама — единственная, единственный вопрос в надбавках. Очевидно, пенсионеры, у них есть стаж, у них есть статус и т. Д., Они получают значительно больше надбавок, в результате чего их зарплаты действительно выше. Поэтому, очевидно, нам комплексно нужно просматривать зарплаты учителей. Мы должны понимать, что за хорошую школу нам необходимо платить и нам необходимо выделять финансирование, чтобы действительно мотивировать лучших людей идти в школу. Поэтому, безусловно, этот вопрос надо пересматривать, чтобы какой-то степени зарплата, которую получает учитель, зависела от его квалификации в большей степени, чем просто от времени, учитель проработал в школе. В законопроекте об образовании, который я уже упоминала, предложенный механизм добровольной сертификации. Учитель, который чувствует, что он является квалифицированным, может пройти добровольную дополнительную сертификацию. Это дает основания для дополнительной надбавки для зарплаты.
Когда будут стандартизированы учебники для школ и когда будет создан интернет-портал, чтобы их можно было загрузить?
— Большинство учебников уже загружено онлайн, министерство еще в позапрошлом году это сделало. На сайте министерства. Другой вопрос касается стандартизации учебников, изложения онлайн. Надо понимать, что учебники нового поколения не должны быть отсканированными копиями этих учебников, которые мы имеем на сегодня. Современные электронные учебники — это значительно интереснее продукт. В развитых странах очень много используются электронные учебники, это когда у тебя есть возможность что-то нажимать, крутить. Сейчас рабочие группы в министерстве работают. Министр особо много внимания этому уделяет, поэтому я надеюсь, что мы скоро выйдем на новое представление того, чем может быть школьный учебник.
Возможно, надо выложить образцы, чтобы посмотреть, как это бывает.
— Мне повезло, я в прошлом году по приглашению ЮНЕСКО была на конференции в Китае и там нам показывали одну из школ, где дети сидят за компьютерами и у них на мониторах появляется учебник по физике, они могут пальцем вести по экрану, картинка переворачивается, крутится, они рассматривают с разных сторон, они нажимают различные кнопки, происходят какие-то процессы и т. д. Им интересно, потому что это дети, которые выросли, имея на руках какие-то электронные гаджеты. Очевидно, бумажный учебник с иллюстрациями 1960-х отталкивает от школы. Я изучала этот вопрос, у нас есть некоторые ИТ-компании, которые производят продукты учебные для детей. Я для своего сына загрузила программу, он учит цифры на украинском языке у меня на телефоне. Такие программы небольшие есть, но целостный учебник — это масштабный проект, к которому надо двигаться.
Как заявила в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт аналитического центра это довольно Ирина Когут , школьная программа сегодня слишком перегружена , от чего страдает качество обучения. По ее мнению, в первую очередь нужно реформировать старшую школу.
Напомним, 5 мая в Украине стартовал первый этап внешнего независимого оценивания. Сессия началась с тестов по украинскому языку и литературе. Для участников ВНО было организовано 267000 рабочих мест. Жалоб по проблемам с допуском, ходом, началом сессии не поступало. Об этом в эфире радиостанции 106 FM заявил директор Центра оценивания качества образования Вадим Карандий .

Совсун: то, что 80% выпускников школ попадают в вуз — это профанация

 

 

 

Залишити відповідь